понедельник, 30 мая 2011 г.

Когда и как помогать ребенку


Маленький, беспомощный — как ему не помочь.
Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него
Возмущаемся: какой несамостоятельный. Тревожим­ся: научится ли? Опасаемся: успеем ли выполнить про­грамму? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетен­ции и приобретать компетентности.
Не менее того.
На что ребенок имеет право, т.е. что в его компе­тенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по об­разцу и многое другое
Как быть
- Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а тре­буется ли помощь?
Подумать, чем вызвано желание помочь: потребнос­тью ребенка или желанием взрослого ускорить собы­тия (быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, уви­деть ожидаемое действие (сделать за него).
- Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.
А теперь — как.
Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью.
Таким образом, вы поможете ребенку осознать зат­руднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, мож­но правильно определить — какая помощь нужна — подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т.п.
-Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно — он будет приобретать собственный уникальный опыт.
Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий