Играя мы развиваем...


Внимание
*        «Чем отличаются картинки». В различных детских журналах, часто встречаются задания найдите отличия, выполняйте данные задания вместе с ребенком.
*        «Флажки» - развитие объема внимания. На рисунке в шести флажках, определенным образом расставлены точки (флажок, представляет собой поле 4*4 клетки). Ребенка просят посмотреть на первый флажок (на нем отмечены 2 точки в произвольном порядке) и постараться точно так же расставить точки на пустом флажке. Затем показываем карточку с флажком, на котором 3 точки, постепенно усложняем задание до 7 точек. Время предъявления карточки: 1-2 секунды, на воспроизведение: 15 секунд.
*        «Буквы вокруг меня» Попросите ребенка оглядеться в комнате и назвать предметы, которые окружают его в алфавитном порядке. Например: А – абажур, Б- банка, В – вешалка…
*        «Азбучное Пексесо» - Нужно 66 парных карточек алфавита (по 33). Все карточки раскладываем на ровной поверхности буквами вниз (их верхняя часть должна быть одинаковой). Первый игрок берет карточку и называет букву, изображенную на ней. Ему важно найти ей пару среди оставшихся карточек. Он поднимает еще одну карточку, если на ней та же буква, то забирает ее себе,  если нет, то ход переходит к другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока на поле не останется ни одной карточки. Побеждает тот, кто набрал больше пар.
*        Соедини точки по порядку, точки обозначены цифрами или буквами
*        «Корректор» - Предложите ребенку лист бумаги с текстом. Он должен вычеркнуть оттуда заранее оговоренные буквы (например, вычеркни букву А); затем усложнить задание: П зачеркни, В обведи в круг или зачеркни П если после нее гласная.
*        «Бери, да помни» - договоритесь с ребенком, что в течение определенного времени, он может брать вещи только со словами «Беру, да помню». Если эти слова не сказаны, дающий говорит: «Бери, да помни» и выигрывает.
*        «Пожалуйста» - ведущий, например взрослый, дает детям команды, которые выполняются только при условии, что ведущий сказал пожалуйста. Эффективно в данной игре тренировать пространственную ориентировку детей (поднимите правую руку, закройте правой рукой левый глаз, пожалуйста).
*        «Угадай, чья тень?» Детям предлагают несколько похожих картинок и одну тень. Нужно найти предмет, которому принадлежит тень.
*        «Волшебные картинки». Детям на картинке необходимо найти предметы и разукрасить их. Возможно наложение нескольких предметов друг на друга.
*        Использование лабиринтов.
*        «Необычный алфавит». В таблице найти все буквы (числа) по порядку.
*        «Расшифруй письмо» - для игры заранее заготавливается таблица, в которой каждой букве соответствует определенный символ, затем взрослый пишет слово символами, а ребенку необходимо прочитать написанное, предварительно расшифровав каждый символ по таблице.
*        «Пространственный диктант». На белом листе бумаги ребенку необходимо выложить заранее приготовленные геометрические фигуры, игрушки, либо нарисовать и разукрасить изображение по инструкции взрослого. Например В центр листа положи красный квадрат, справа от него синий круг и т.д.
*        «Что получилось?» по инструкции взрослого ребенок записывает буквы в строчку. Например, в центре строки напиши букву О, справа от нее – К, слева – С. прочитай какое слово получилось?
*        «Перестановки» выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов. Расположи на столе карандаш слева от тетради, ручку положи сверху над тетрадью, переложи ручку под тетрадь.
*        «Выполняем уговор». Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга и договариваются о следующем: когда взрослый кланяется – ребенок отворачивается, взрослый протягивает руку вперед – ребенок скрещивает руки на груди, взрослый грозит пальцем – ребенок кланяется, взрослый топает ногой – ребенок топает ногой.
Логическое мышление
*        «Найди закономерность». Ребенку предлагаются картинки, на которых изменяется определенный признак, ребенку необходимо дорисовать следующую, либо пропущенную картинку.
*        «Чего не хватает?» ребенку предлагается дорисовать картинку, на которой часть изображения пропущена.
*        «Разложи по порядку». Ребенку необходимо разложить по порядку несколько картинок и придумать по ним рассказ, обосновать правильность последовательности.
*        «Чем отличаются» - «найди лишнее» В ряду однотипных картинок определить лишнюю по некоторым признакам.
*        Задачи:
-         сравнение. Например. Вова решает задачи лучше Кати. Катя решает задачи лучше, чем Миша. Кто решает задачи лучше всех? Если бы собака была легче жука и тяжелее слона, то кто бы был легче всех?
-         Различие. Например Петя и Миша жили на разных этажах: кто-то на 8-м, кто-то на 2-м. На каком этаже жил Миша, если Петя жил на 2-м этаже? Два мальчика играли на гитаре, а один на балалайке. Кто на чем играл, если Петя с Мишей и Миша с Юрой играли на разных инструментах?
-         Совмещение. Было две девочки Маша и Таня, и две собаки: Жучка и Полкан. Какая собак была у Тани, если у маши была Жучка?
-         Отрицание. Миша и Вова приехали летом: кто в деревню, кто на море. Где был Миша, если Вова не был на море?
-         Возраст. Через 8 лет Вове будет столько же лет, сколько Сереже сейчас. Кто старше?
*        «Аналогии». Детям задают вопрос : «Какая связь между словами «лодка» и «лето»?» (на лодке катаются летом). К слову «коньки» нужно подобрать такое слово, которое будет относиться к нему так же, как «лето» относится к слову «лодка». Значит, это будет слово «зима».
Варианты заданий:
-         лошадь-жеребенок, корова – …
-         яйцо-скорлупа, картофель - …
-         ложка – каша, вилка - …
-         ужо – слышать – зубы - …
-         пробка – плавать, камень- …
-         дерево – сук, рука - …
-         школа – обучение, больница- …
-         нож- сталь, стол- …
-         птица гнездо, человек - …
-         хлеб – пекарь, дом - …
-         пуговица – пальто, шнурок - …
-         нога -  сапог, рука - …
*       «Противоположности». Взрослый предлагает ребенку, говорит противоположные по смыслу слова, к тем которые он будет называть.
Понятийное речевое мышление
*        «Чем похожи – непохожи». Предложите ребенку для сравнения пары слов. Принимайте любые ответы, не критикуйте ответы ребенка.
Например: Топор и молоток, Пианино и скрипка, Щекотать и гладить
*        «Назови слова, обозначающие…».
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. При этом ограничьте время. Отмечайте количество названных слов для того, чтобы в следующий раз у ребенка был стимул улучшить свой результат. Хорошо, если это упражнение Вы будете выполнять вместе, по очереди, играть с другими детьми.
Назови слова, обозначающие деревья;
Назови слова, относящиеся к спорту;
Назови слова, обозначающие зверей;
…домашних животных;
…относящиеся к искусству;
…овощи;
…фрукты.
*        Взрослый называет различные слова, а ребенку необходимо продолжить смысловой ряд и назвать обобщающее слово. Например, комар, муха, кузнечик, паук – насекомые.
*        «Четвертый лишний» взрослый называет 4 слова, 3 из которых подходят к определенному классу, а одно нет, его и необходимо назвать ребенку. Например, пенал, тетрадь, ручка, чайник. Чайник не является школьной принадлежностью.
*          «Ищем сокровище» - среди предметов окружающих ребенка, находящихся в комнате в поле зрения ребенка, необходимо найти «сокровище», его признаки задаются с помощью прилагательных. Загадывать что будет сокровищем необходимо по очереди сначала взрослый, потом ребенок.
*          «Отгадай признак» ведущий (его роль может исполнять как взрослый так и ребенок) называет несколько предметов у которых есть один общий признак, игроку необходимо угадать задуманный признак.
*          «Архимеды». Необходимо придумать как можно больше способов использования одного предмета, с опорой на его основные свойств, можно предлагать традиционные способы использования и не очень. Например, как можно использовать подушку? На нее можно ложиться, потому что она мягкая, на ней можно сидеть, ей можно бросаться, потому что она легкая, ее можно положить на диван для украшения комнаты, потому что она красивая, и т.д.
*          «Часть и целое». Ребенок представляя определенный предмет, заранее выбранный взрослым, называет его элементы. Например, книга: страницы, обложка, картинки, слова, буквы, цифры (номера страниц) и т.д.
*          Выберите любой глагол и разберите его на действия. Например, шить: брать, продевать, втыкать, протягивать, натягивать, смотреть и т.д.
Понятийное образное мышление
*        На игровом материале (открытки, фантики, календари) найти пары, то есть два изображения, которые можно объединить по определенному признаку (цвет, форма, количество изображенных элементов, живое, посуда, транспорт и т.д.) Придумать как можно больше оснований для выделение пар.
*        Найди отличия.
*        Разложи по порядку. Предложите ребенку посмотреть на картинки, объединенные общим сюжетом и разложить по порядку, что вначале, что потом, чем все закончилось.

Визуальное мышление

*        Собери картинку. Разрезанную на некоторое количество частей картинку необходимо собрать.
*        «Заплатки» подобрать вырезанные из узоров части к большой (целой) картинке.
*        «Нарисуй целое» Предложите ребенку несколько элементов, заранее разрезанной картинки и предложите нарисовать целую картинку не складывая целое изображение. Рассказать что получилось.
*        «Собери буквы» Нарисуйте одно или несколько изображений, круг, полукруг, вертикальная, горизонтальная линия и т.д. Предложите ребенку дорисовать из данных элементов буквы. Назвать из каких элементов состоят буквы. Сколько букв можно изобразить использую круг, горизонтальную линию?
*        «Прояви смекалку» Задания с палочками.
Например:          - составь 2 равных треугольника из 5 палочек
-         составь 2 равных квадрата из 7 палочек
-         составь 3 равных квадрата из 7 палочек
-         составь 4 равных треугольника из 9 палочек
-         составь 3 равных квадрата из 10 палочек
-         из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
-         из 9 палочек составить  квадрат и 4 треугольника
-         из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький
-         из 9 палочек составить 5 треугольников
-         из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника
-         в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать четыре палочки так, чтобы остался один прямоугольник.
-         в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.
-         Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.
*        «Что здесь изображено». В середине листа А4 вырезается круг диаметром 2-2,5 см. подбирается картинка сюжетного характера небольшого размера (книжная иллюстрация) и прикрывается листом с отверстием. Ребенок рассматривает картинку только через отверстие, не поднимая листа, постепенно водя его по всей картинке (в течение 1 минуты). Затем ребенок подробно рассказывает, что нарисовано на этой картинке.
Абстрактное мышление
*     Взрослый предлагает ребенку сравнить слова, а не их значение по длине. Какое слово длиннее? Например, карандаш – карандашик, кот – котенок, хвост – хвостик и т.д.
*     «Найди одинаковое». Взрослый просит ребенка посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметов, название которых начинается с заданной буквы. Можно предложить выбор сразу по двум признакам.
*     «Определение понятий». Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос «Что такое …(стол)?». Варианты заданий: «дружба», «гром», «ковер» и т.д. Чем абстрактнее понятие, тем задание будет сложнее.
*     «Чем похоже»? Варианты заданий взрослый может придумывать сам.
Например,        1. кошка, книга, крыша (во всех есть буква к и 5 букв)
                          2. число, буква, цифра (5 букв, обозначают знаки)
                          3. лягушка и заяц (оба прыгают)
                          4. трава и лягушка (зеленые)
*     Задачи – шутки
-         Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
-         Как с помощью одной только палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола)
-         Сколько концов и палки? У двух палок? У двух с половиной (6)
-         На столе лежит в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю)
-         Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (положить их в угол стола).
-         Тройка лошадей пробежала 5 километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 5)
-         Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 килограмма. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
-         У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей с семье? (4)
-         Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой ветке по 4 маленьких яблока. Сколько всего яблок? (ни одного. На березе не растут яблоки).
-         Может ли дождь идти 2 дня подряд? (не может. Ночь разделяет дни.)
-         У какой фигуры нет ни начала не конца? (у кольца)
-         …
Воображение
*      «На что похоже» - образы в облаках, морозных узорах, кляксах, веточках.
*                   «Пантомима»: попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (рисование, умывание, плавание).
*                   Если с первого раза не получилось, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «Угадайку»: ребенок угадывает, что Вы изобразили, а затем наоборот – Вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребенка. Не забывайте о смешных вариантах.
*                   «Дорисуй» - для развития зрительного воображения. Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-ни будь интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
*                   «Комбинирование»: ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Главное условие – нельзя добавлять произвольные фигуры.
*                   «Попробуй представить» - для развития вербального (словесного) воображения. Предложите ребенку: «Попробуй представить, что будет, если…открыли школу для кошек, или люди научились летать, или собаки разговаривать на человеческом языке».
*                   «Дорисуй рыбок» - из разных фигур нарисовать рыбок, либо деревья, животных.
*                   «Дорисуй разное» - из одной фигуры, например, из квадрата нарисовать разные картинки. Спросите ребенка: «на что похож квадрат», например на домик, телевизор, детскую площадку, и т.д. Попробуйте нарисовать как можно больше картинок, дорисовывая их из одинаковых квадратов. Затем поменяйте фигуру.
Произвольность поведения
*        «Разукрась». Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены геометрические фигуры и просят разукрасить цветным карандашом каждую из них. Основное условие выполнять работу очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15 – 20 фигур. Нельзя заставлять ребенка выполнять задание, изо дня в день отмечайте изменения в работе ребенка, насколько ему удалось улучшить собственный результат.
*        «Скопируй!». Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец из точек.
Мотивация познания
1.     Поддерживайте возникающие у ребенка желания задавать вопросы.
2.   Стимулируйте появление познавательного интереса (раскрытие нового в обыденных вещах, рассказы взрослого с пониманием интересующих ребенка тем – по проскакивающим в речи ребенка фразам. Частые пробы – интересно или нет. Если нет – нельзя настаивать!). Можно развивать интерес при знакомстве ребенка с особенностями окружающих предметов (часы, как узнать время, термометр, температура и т.д.) и немного продолжить рассказ за пределы возникшего вопроса (от часов к календарю – дни недели, месяцы). При этом следить чтобы интерес не угасал.
3.     Использование игры. Получение нового знания ребенок закрепляет в игре, без этого они либо забываются, либо не могут быть использованы на практике. Обязательно вводите коррективы, когда видите что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения в игре.
Спокойно побеседуйте со своим ребенком.
G       Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая)
G       Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и с учителем (не запугивая и не рисую радужных картин).
G       Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
G       Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные оценки (где и за что).
G       Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.
G       Расскажите как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах цветов.
G       Постарайтесь дать понять ребенку следующее: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».
Мелкая моторика / Зрительно-моторная координация
*        «Узнай, кто я»: по точкам определить что нарисовано. Руку не отрывать от бумаги.
*        «Дерево и туман»: покажите ребенку образец – три геометрические фигуры. Каждая из них заштрихована по-разному: ромб - очень сильно, овал – средней силы, прямоугольник- слегка. Дайте ребенку мягкий карандаш и попросите заштриховать еще 15- 20 фигур как можно точнее и аккуратнее.
*        «Кто в домике живет?» - тренировка самоконтроля. Как можно быстрее и правильнее заполнить таблицу из 30- 40 фигур, используя образец. Например: в овале – вертикальная черта, в ромбе- горизонтальная, в прямоугольнике – точка, треугольник – пустой.
*        «Дорожки»: помоги кораблику, машинке, девочке пройти по дорожке. Рисование непрерывной линии.
*        «Дорисуй узор» - умение самостоятельно действовать по заданному образцу, продолжить определенный узор, последовательность
*        «Нарисуй такой же» - действие по образцу, перерисовывание картинок по клеточкам.
*        «Скопируй узор»: перерисовать образец, лежащий перед ребенком на белый лист бумаги. Умение вести руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешней в том случае, если сначала взрослый предлагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, на стене (доске). В первом варианте находящийся на столе перед глазами ребенка  образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все время обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование деятельности с большей опорой на кинестетический контроль.
*        «Перерисуй снежинку» - перерисовать узор снежинки на белый лист бумаги.
*        «Сделай как Я». За ширмой взрослый выкладывает образец (фигуру) из палочек. Затем показывает ребенку на некоторое непродолжительное время и закрывает. Ребенок по памяти должен выложить фигуру. После чего ребенок сам должен проверить работу, сравнив ее с образцом и исправить допущенные ошибки.
*        «Звездочки». Для игры необходимо игровое поле (квадрат размером 3 на 3 клетки), на котором взрослый выкладывает (рисует) несколько звезд (фигур), ребенок на своем поле должен по памяти повторить изображение (выложить или нарисовать). Задание можно усложнять добавляя количество запоминаемых фигур(начинать лучше с 2) и увеличивая размеры игровых полей.
*        «Нарисуй вторую половину картинки»
*        «Упражнения со спичками» - выкладывать по образцу, колодец, придумывать фигуры самостоятельно, решать задачки.
*        «Игры с пластилином»
*        Игры с крупой – сортировка, писать цифры, буквы, слова, составлять картины
Память зрительная (образная)
*       «Цифры, буквы, слова». Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры. Затем увеличьте этот ряд на одну цифру. Отметьте максимальное количество цифр, которое может повторить ребенок. То же задание, можно выполнять запоминая буквы, картинки, маленькие игрушки и.т.д.
Например:   5 1
5 1 4
5 1 4 6
5 1 4 6 0
5 1 4 6 0 3
5 1 4 6 0 3 7
5 1 4 6 0 3 7 9
*        «Я – фотоаппарат». Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд смотрит на письменный стол и запоминает все предметы, находящиеся на нем, а потом с закрытыми глазами перечисляет все, что смог запомнить.
*       «Пиктограммы» - развитие ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти. Дети зарисовывают некоторые словосочетания, затем переключаются на другую деятельность, через 30 минут по картинкам вспоминают, что было названо.
*       «Переверни страницу» - смотрим на картинку, переворачиваем, отвечаем на вопросы о картинке.
*       «Разложи по порядку» Ведущий (его роль может исполнять как взрослый, так и ребенок) выкладывает на столе в ряд несколько предметов (картинок, игрушек), второй игрок смотрит на них некоторое время и старается запомнить последовательность, затем ведущий перемешивает картинки, задача игрока – восстановить последовательность. Если роль игрока выполняет взрослый он может намеренно допускать ошибки при восстановлении последовательности, развивая тем самым внимательность ребенка, которому необходимо следить за правильностью выполнения игроком задания.
*       «Шерлок Холмс». Предложите ребенку поиграть в сыщика, которому необходимо заметить и восстановить неточности в одежде, в положении предметов на столе, в обстановке комнаты, после того, как вы измените некоторые детали по договоренности.
*       «Запомни и нарисуй» для развития памяти, внимания и зрительно-моторной координации детям можно предлагать запомнить представленное на несколько секунд изображение, а затем зарисовать его по памяти. Например, на странице в тетради взрослый рисует в правом верхнем углу – солнышко, в левом верхнем – тучку, внизу – цветок, показывает ребенку и просит нарисовать все что он запомнил. Игра может усложняться введением ограничений, необходимо выполнить рисунок в цвете, запомнить количество элементов (лучи у солнца, лепестки у цветка). Возможно усложнение путем введения абстрактных изображений, увеличение количества рисунков и т.д.
Память вербальная
*       «Повтори не ошибись». Зачитайте ребенку ряд слов и попросите его повторить слова. Затем повторите прочитанное и попросите ребенка повторить, что он запомнил вновь, предложите ребенку запомнить названные слова, включая их в совместно составленный рассказ. Используйте несколько попыток, чтобы запомнить все слова, если ребенок устал и в новой попытке произносит меньше слов, чем в предыдущей, прекратите выполнения задания. В данную игру можно играть ежедневно, выявляя насколько больше слов ребенок может запомнить, поддерживая его в успехах.
*       «Я положил в мешок» Начинает взрослый: «Я положил в мешок яблоки», Следующий – ребенок повторяет сказанное и добавляет свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». И т. д. Можно подбирать слова по алфавиту. Важно чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
*       «Снежный ком» Первый игрок называет слово (букву, звук, можно называть слова на определенную тему). Второй – названное слово и дополнительно свое слово, следующий – два названных слова и одно новое и т.д. Выигрывает тот, кто назвал больше всего слов без ошибок.
*       «Придумай предложение» Наращивается количество точно повторяющихся слов, с условием – слова должны быть связаны между собой по смыслу.
Например, синий…
               синий автобус…
               синий автобус едет…
               синий автобус едет по…
Речевое развитие
*        «Говорим на тему». Взрослый определяет тему (например, «веселье», «море», «праздник», семья», «Африка» и т.д.) Ребенок и взрослый по очереди называют слова на заданную тему. При необходимости можно объяснять как слово относится к определенной теме.
*        «Если бы да кабы». Взрослый предлагает детям закончить начатое предложение, которое строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кем-то (чем-то), то я бы…потому что…». Взрослый поясняет: «Чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.» Можно использовать любые предметы для игры. Взрослый начинает, а ребенку необходимо логично закончить предложение.
Например, «если бы я был фруктом, то зеленым и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел»
*        «Словесный волейбол». Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, ребенку необходимо вернуть мяч и произнести слово по определенному условию. Например,
-         антонимы (тихий - громкий)
-         синонимы (веселье – радость)
-         отглагольные существительные (бег – бежать)
-         словосочетания (красивый – дом, бант, голос)
-         детеныши животных (лошадь – жеребенок)
*        «Хорошо и плохо» Для определенного взрослым явления, предмета назвать все возможные положительные и отрицательные качества. Например, «Что хорошего в дожде?» - он питает землю, он умывает улицы, и т.д. «Что плохого в дожде?» - можно промокнуть и простудиться, размывает дороги, создает грязь и т.д.
*             «На одну букву»: Оглядитесь в комнате и назовите все предметы, которые начинаются на букву «К» (или любую другую букву). Называть по очереди, кто больше придумает, в виде «аукциона».
*             «Слово за слово». Предлагается определенная тема, допустим: «Виды спорта». Первый игрок начинает: хоккей; второй должен повторить это слово и прибавить свое; следующий - два предыдущих и свое и т.д. Игра продолжается кругами, пока кто-нибудь не собьется.
*             «Все с одной буквы». Взрослый с Ребенком составляют предложения, в котором все слова начинаются на одну букву, затем можно перейти к сочинению сказки (где все слова будут начинаться на одну букву), можно для облегчения работы пользоваться словарем.
*             «Автобиография» Взрослый берет на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ. Ребенок должен его внимательно выслушать и путем наводящих вопросов выяснить о ком или о чем идет речь. Затем Ребенку предлагается роль ведущего  и перевоплотиться в какую-нибудь вещь или явление.
Например: «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только на душе…» (лампочка)
*             «Цепочка ассоциаций». Взрослый называет какое либо слово, допустим «мед», и спрашивает у Ребенка, что он представляет себе, когда слышит это слово? Ребенок отвечает, допустим, «Пчела», следующий дает ассоциацию на слово «пчела» и т.д. Из получившейся цепочки ребенок может попробовать составить рассказ.
*        «Исправь меня». Взрослый говорит ребенку предложения, в которых существует ошибка смысловая или грамматическая, задача ребенка исправить предложение и сказать правильно.
*        «Что бывает..?». взрослый и ребенок по очереди называют существительные, которые подходят к заранее обозначенному прилагательному. Например, «что бывает красным? – мяч, яблоко, карандаш. Футболка, цветок и т.д.» Что бывает зеленым? …колючим? …светлым? …быстрым? и т.д.
*        «Пропущенное слово» Взрослый говорит фразу, при этом пропуская слово в середине предложения, обозначая его только интонацией или бессмысленными слогами (ля-ля-ля, тра-та-та), ребенок должен сказать какое слово пропущено. Игра может изменяться при «пропускании» различных слов предметов, действий, качеств.
*        «Придумай предложение». Ребенку необходимо придумать предложение с определенным, названным взрослым словом. Можно использовать несколько слов, предложить ребенку составить рассказ с опорой на определенные слова.
*        «Узнай по описанию». Взрослый и ребенок по очереди загадывают друг другу некоторые предметы не называя их, а только описывая их качества, действия, которые с ними можно совершать. Можно описывать характерные признаки птиц и животных, не называя их.
*        «Устный кроссворд»
Взрослый загадывает слово, например «Земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:
-         это та, которая больно кусает?
-         Нет, это не змея.
-         Это те, которые водятся в заповеднике?
-    Нет, это не зубры.
*        «Закончи слово» Взрослый начинает слово, произнося первый слог, а ребенок его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так начинаете игру.
Например такие слоги: 1). По, 2). За, 3). Му, 4). Пры, 5). Ку.
Старайтесь придумать как можно больше слов на данный слог, ответы можно предлагать по очереди.
Для общего развития детей используйте ИГРЫ:
*        все конструкторы – развивают мелкую моторику (а, значит, и речь), конструкторские способности, умение анализировать, внимание, геометрические представления, логическое мышление.
*        Мозаики – развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику, а значит и речь, цветоощущение, воображение.
*        Лото – память, внимание, умение анализировать, сравнивать.
*        Домино – знакомство с числами, буквами, умение сравнивать и анализировать, развитие внимания, коммукикативных навыков
*        Плоскостные игры – развивают память и внимание, геометрические представления, логическое, образное и пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость и самостоятельность.
*        Парные картинки – знакомят с окружающим миром, историей, развивают память, внимание, сосредоточенность, усидчивость.